Прокуратура
Ставропольского края
16 Октября 2018

Порядок обращения в органы власти, сроки ответа. Что делать, если ответ меня не устраивает?

Одной из форм взаимодействия граждан с публичными структурами является их обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным лицам. Граждане обращаются в публичные органы по различным вопросам как личного, так и общественного характера. Обращения могут быть вызваны неудовлетворенностью граждан процессами государственного управления, необходимостью в получении определенного государственного содействия, а также в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод.
В статье 33 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 2 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закреплено право граждан России обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
По форме обращения граждан могут быть устными, письменными, а также в форме электронного документа. По содержанию различают такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба.
При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения фиксируется в карточке личного приема гражданина. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, то ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В письменном обращении в обязательном порядке необходимо указывать либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, изложить суть предложения, заявления или жалобы, поставить личную подпись и дату.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством подавляющее большинство государственных (муниципальных) органов и организаций имеют свой официальный сайт в сети Интернет, соответственно имеется возможность направить в такие органы обращение в форме электронного документа.
При этом обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в общем порядке. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии, в т.ч. в электронной форме.
Обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Если к их компетенции не относится решение вопросов, поставленных в обращении, такое обращение в течение семи дней со дня регистрации направляется компетентному органу или должностному лицу с уведомлением обратившегося лица о переадресации обращения (ч. 2, 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ).
Любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица (ч. 1 ст. 9, ст. 12 Закона № 59-ФЗ).
Таким образом, обращения граждан являются важным средством реализации и охраны прав личности.
Вместе с тем на практике нередко обращения граждан разрешаются с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений либо вовсе остаются без ответа.
Указанные действия (бездействия) в данном случае образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказывается наложением административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждаются прокурором, а рассматриваются мировым судьей.
С целью восстановления нарушенных прав гражданин вправе обратиться в органы прокуратуры о фактах нарушения должностными лицами и органами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе при неполучении ответа в установленной законом срок.
Для наиболее полного и эффективного разрешения вопросов, требующих проверки, гражданам целесообразно приобщать к заявлению копии ответов иных государственных (муниципальных) органов власти. На личном приеме заявителю при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, а в случае обращения от имени третьих лиц - доверенность.




Нюрнбергский процесс 20 НОЯБРЯ 1945 - 1 ОКТЯБРЯ 1946
Главный процесс человечества.
Обращение из прошлого к будущему.